Пояснительная записка
Программа факультативного курса «Удивительные животные» разработана на основе Закона РФ «Об образовании».
Специальный курс составлен на основе Программы элективных курсов. Биология. 6-9 классы. Предпрофильное обучение. Сборник 1/авт.-сост. В.И. Сивоглазов, И.Б. Морзунова. – М.: Дрофа, 2017. – 176с.
Программа предусматривает развитие спектра образовательных услуг, удовлетворяющих потребности и интересы детей, обеспечивает научное, методическое и информационное сопровождение работы учителя со способными и одарёнными детьми.
Программа включает: пояснительную записку; учебный план, основное содержание курса, тематическое планирование с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемой последовательностью изучения тематических блоков; требования к уровню подготовки учащихся, ожидаемые результаты факультативного курса, формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки, список литературы.
Курс «Удивительные животные» включает использование разнообразного демонстрационного и исследовательского материала.
Программа специальных занятий, предполагает и самостоятельную работу учащихся с дополнительной литературой.
Занятия рассчитаны на 17 часов для учащихся 7 класса основной школы.
Занятия проводятся один раз в неделю по 1 часу в пером или втором полугодии.
Цель курса – формирование у учащихся интереса к изучению животных, так как много интересной информации о животных остается за страницами учебника. Логика изучения животных основана на схеме: среда обитания, особенности строения, уникальные особенности строения, уникальные особенности поведения, значение в жизни человека (животные – символы). В процессе реализации программы курса предполагается активная поисковая деятельность учащихся при работе с различными источниками информации (фильмы, экскурсии, книги, рассказы ученых и т.д.).
Задачи:
- сформировать у учащихся систему представлений о мире животных как родной страны, так и планеты в целом;
- развить познавательный интерес и любовь к животным;
- сформировать систему представлений об экологически грамотном взаимодействии между человеком и животными, о мерах по сохранению животного мира.
Успешность освоения курса изучается в процессе педагогического наблюдения за поисковой деятельностью учащихся, работой с информацией, ее интерпретацией и представлением. Актуальность поисковой деятельности может быть усилена предложением подготовить викторины, конкурсы, вопросы для олимпиад, биологические задачи на основании собранной информации. Эти творческие работы будут свидетельствовать о результативности освоения программы курса.
Курс способствует:
-развитию познавательных навыков учащихся, умений, самостоятельно конструировать знания и ориентироваться в информационном пространстве;
-развитию форм творческой, исследовательской активности учащихся;
-созданию творческой среды для проявления и реализации способностей каждого ребенка, стимулированию и выявлению достижений одаренных школьников.
Рекомендуемые формы и методы проведения занятий
Факультативные занятия предполагают, наряду с теоретическими уроками, широкое использование экскурсий, исследования, наблюдения, практические работ по определению животных и следов их обитания, а также проведение природоохранных мероприятий.
Главными целями факультативного курса являются:
- Воспитание гражданственности, развитие мировоззренческих научных убеждений учащихся на основе осмысления ими этических норм и правил отношения к природе, человеку более широкому практическому применению биологических знаний как научной основы отдельных отраслей современного производства, рационального природопользования.
- Овладение умениями и навыками самостоятельного поиска, систематизации и комплексного анализа биологической информации;
- Формирование экологического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их целостной картины взаимосвязи человека и природы, сопоставлять различные версии и оценки последствий взаимодействия природы и общества, определять собственное, отношение к проблемам прошлого и современности; проявлять личное отношение к сохранению окружающей среды
- Воспитание у учащихся активной жизненной позиции любви к родному краю, к своей земле, к родному дому;
Ожидаемые результаты
Результаты изучения факультативного курса направлены на реализацию деятельностного и личностно - ориентированного подходов; овладение учащимися предметными и метапридметными умениями, формирование личностных , регулятивных и коммуникативных навыков, значимыми для их социализации, мировоззренческого и духовного развития, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, быть востребованными в повседневной жизни.
Учащиеся овладеют следующими способами деятельности:
- Работать с дополнительной литературой;
- Самостоятельно готовить доклады и сообщения;
- Работать с определителем животных;
- Изготавливать гербарии;
- Подводить итоги и делать выводы.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, 7 класс
№ п/п |
Название темы |
Кол-во занятий |
Из них: |
||
Теоретических занятий |
Практических занятий |
Экскурсий в том числе видео экскурсий |
|||
1. |
Среды жизни и их обитатели |
2 |
1 |
|
1 |
2. |
Гиганты и карлики в мире животных |
2 |
1 |
1 |
|
3. |
Одетые в броню. Рождающие мел |
2 |
1 |
1 |
|
4. |
Ядовитые животные |
1 |
|
1 |
|
5. |
Животные - рекордсмены |
1 |
1 |
|
|
6. |
Животные-строители |
1 |
1 |
|
|
7. |
Заботливые родители |
2 |
1 |
1 |
|
8. |
Язык животных |
1 |
|
1 |
|
9. |
Животные - понятливые ученики |
1 |
|
|
1 |
10. |
Животные - герои песен, сказок и легенд |
1 |
1 |
11 |
|
11. |
Животные – символы |
2 |
1 |
1 |
|
12. |
Вымершие и самые редкие животные планеты |
1 |
1 |
|
|
Итого: |
17 |
9 |
3 |
5 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, 7 КЛАСС
№ п/п |
Название темы |
Кол-во часов |
Методы обучения |
Формы организации деятельности |
Оборудование, ресурсы |
Формы контроля |
Дата |
|
Тема 1. Среды жизни и их обитатели |
Среды жизни и их обитатели
Разнообразие форм животного мира |
1
|
Беседа, познавательная игра Работа с доп.литературой, беседа Наблюдение за объектами |
Урок-викторина «Знаете ли вы животных?»
|
||||
|
Экскурсия «Среды жизни животных Иркутской области»» |
Карточки-задания |
Фронтальный опрос |
|||||
Таблицы, слайды, фотографии |
Сообщения обучающихся |
|||||||
Инструктивные карточки |
Отчёт по экскурсии |
|||||||
Тема 2. Гиганты и карлики в мире животных
|
Могучие крылья и плавники. Гиганты в мире животных. Гиганты моря. Акулы и киты. Животные – карлики. Колибри, камышовая мышь, простейшие, насекомые Видеоэкскурсия «Обитатели морей и океанов» |
|||||||
1
|
Беседа, демонстрация Беседа, дискуссия, демонстрация Работа с доп.литературой, рассказ наглядный |
Комбинированный урок
|
Презентация «Гиганты в мире животных» |
Фронтальный опрос |
||||
Презентация «Гиганты в мире животных» |
Тематический опрос |
|||||||
Наглядный материал |
Сообщения обучающихся |
|||||||
Фильм «Обитатели морей и океанов» |
Обсуждение видеофильма |
|||||||
Тема 3. Одетые в броню. Рождающие мел |
Перья, иглы и броня. Значение разнообразия внешних покровов
Защитные покровы животных, относительность их защиты
Видеоэкскурсия «Защитные покровы животных» |
1
|
Беседа, демонстрация Работа с доп.литературой, дискуссия наглядный |
Проблемный урок
|
||||
Тема 4. Ядовитые животные
|
Ядовитые и опасные животные планеты Видеоэкскурсия «Самые опасные животные на планете» Животные – переносчики опасных заболеваний, меры предосторожности Практическая работа №1 «Опасные и ядовитые животные Ульяновской области» |
1
|
Беседа, демонстрация наглядный Работа с доп.литературой, демонстрация практический |
Урок-видеоэкскурсия
|
||||
Таблицы, слайды, фотографии |
Сообщения обучающихся |
|||||||
Фотографии, муляжи опасных и ядовитых животных Ульяновской области |
отчёт по практической работе |
|||||||
Тема 5. Животные – рекордсмены
|
Самые сильные и быстрые животные планеты Спортивные рекорды животных Видеоэкскукрсия «Животные рекордсмены» |
1
|
Беседа, демонстрация познавательная игра, дискуссия наглядный |
Комбинированный урок
|
||||
Слайды, фотографии |
Сообщения обучающихся |
|||||||
Слайды, фотографии |
Фронтальный опрос |
|||||||
Фильм «Рекорды животного мира» |
Обсуждение видеофильма |
|||||||
Тема 6. Животные-строители
. |
Животные строители, многообразие используемого материала Практическая работа №2 «Изучение свойств природного строительного материала животных» (воска, гнезд птиц, домика ручейников, плотины бобров и т. д.) с просмотром фильма |
1
|
Беседа, видеометод, демонстрация практический |
Практическая работа |
||||
Фильм «Животные строители. Принципы архитектуры животных» |
Фронтальный опрос |
|||||||
Фильм «Животные строители. Принципы архитектуры животных», природный строительный материал |
Отчёт по практической работе |
|||||||
Тема 7. Заботливые родители )
|
Забота о потомстве у животных. Типы заботы о потомстве Забота о потомстве и плодовитость Видеоэкскурсия «Забота о потомстве у животных» Язык и общение животных. |
1 |
Беседа, иллюстрация Работа с доп.литературой, |
Проблемный урок
|
||||
Слайды, таблицы, фотографии |
Фронтальный опрос |
|||||||
Слайды, таблицы, фотографии |
Сообщения обучающихся |
|||||||
Тема 8. Язык животных
|
Способность животных к символизации Видеоэкскурсия «Звуковая сигнализация в жизни животных» Викторина с использованием звукозаписи «Чей голос?» |
1
наглядный Познавательная игра |
Урок-викторина |
|||||
Фильмы «Забота о потомстве», «Животные -родители» |
Обсуждение видеофильма |
|||||||
Фильмы «Язык животных», «Изучаем голоса животных» |
Обсуждение видеофильма |
|||||||
Презентация «Изучаем голоса птиц» |
Фронтальный опрос |
|||||||
Тема 9. Животные - понятливые ученики
|
Интеллект животных. Способность к обучению Практическая работа №3 «Исследование поведения животного» (кошки, собаки) Видеоэкскурсия «Талантливые животные», «Сверхъестественные способности животных» |
1
|
Работа с доп.литературой, дискуссия практический наглядный |
Практическая работа
|
||||
Презентация «Приматы» |
Сообщения обучающихся |
|||||||
Методика изучения поведения |
Отчёт по практической работе |
|||||||
Фильмы «Познакомьтесь с говорящей гориллой Коко», «Думают ли животные» |
Обсуждение видеофильма |
|||||||
Тема 10. Животные - герои песен, сказок и легенд
|
Животные – герои народных сказок Животные – герои песен и легенд |
|
||||||
1
|
Беседа, работа с доп.литературой Беседа, работа с доп.литературой |
Урок-беседа
|
Доп.литература |
Сообщения обучающихся |
||||
Доп.литература |
Фронтальный опрос |
|||||||
Тема 11. Животные – символы
|
||||||||
Животные на гербах и флагах стран мира Конкурс знатоков пословиц и поговорок с упоминанием животных |
1
|
Рассказ, иллюстрация Познавательная игра |
Игровой урок |
Презентация «Животные – символы стран мира» |
Фронтальный опрос |
|||
Набор пословиц и поговорок |
Фронтальный опрос |
|||||||
Тема 12. Вымершие и редкие животные планеты |
Видеоэкскурсия Вымершие животные нашей планеты Видеоэкскурсия Самые редкие животные нашей планеты |
наглядный наглядный |
Урок-видеоэкскурсия
|
|||||
12.3. |
Итоговое занятие. Викторина «Удивительные животные» |
1 |
Познавательная игра |
Урок-викторина |
Карточки-задания |
Фронтальный опрос |
Содержание курса «Удивительные животные», 7 класс
Общее количество – 35 часов
Тема 1. Среды жизни и их обитатели (2 ч)
Обитатели водной, наземно–воздушной, почвенной сред. Разнообразие форм животного мира.
Викторина «Знаете ли вы животных?»
Экскурсия «Среды жизни животных Иркутской области»
Тема 2. Гиганты моря и карлики в мире животных (1 ч)
Гиганты океана (акулы и киты) и суши (слоны, жирафы, бегемоты, носороги, медведи, страусы, белуга). Коловратки, жук-водолюб, жук-олень, жук-носорог, уссурийский усач, дальневосточные кальмары. Животные –карлики: простейшие, колибри, королек, камышовая мышь, насекомые.
Видеоэкскурсия «Обитатели морей и океанов».
Тема 3. Одетые в броню. Рождающие мел (2 ч)
Перья, иглы и броня. Моллюски, броненосцы, черепахи, рыбы. Защитные покровы животных. Значение разнообразных внешних покровов. Надежность и уязвимость защиты.
Видеоэкскурсия «Защитные покровы животных».
Тема 4. Ядовитые животные (1 ч)
Яды для защиты и нападения. Расположение ядовитых желез. Медузы, пчелы, осы, пауки, земноводные, змеи. Меры предосторожности, первая помощь при попадании яда в организм человека. Животные – переносчики опасных заболеваний, меры предосторожности.
Видеоэкскурсия «Самые опасные животные на планете».
Практическая работа №1 «Опасные и ядовитые животные Ульяновской области».
Тема 5. Животные – рекордсмены (1 ч)
Самые сильные и быстрые животные планеты. Сокол, кенгуру, муравей, кузнечик, гепард. Спортивные рекорды в сравнении с рекордами животных.
Видеоэкскурсия «Животные – рекордсмены»
Тема 6. Животные – строители (1 ч)
Многообразие используемого животными строительного материала. Пауки, пчелы, птицы, бобры.
Практическая работа №2 «Изучение свойств природного строительного материала животных»
Тема 7. Заботливые родители (2ч)
Забота о потомстве у животных. Типы заботы о потомстве. Взаимосвязь заботы о потомстве и плодовитости. Колюшка, пипа, питон, пеликан, волки. Забота о потомстве у беспозвоночных, некоторых рыб, земноводных, пресмыкающихся, подавляющего большинства птиц и млекопитающих.
Видеоэкскурсия «Забота о потомстве у животных»
Тема 8. Язык животных (1 ч)
Язык и общение животных. Способность животных к символизации. Язык животных и методы его изучения. Танец пчел, ультразвуки летучих мышей, дельфинов, пение птиц, общение млекопитающих. Химический язык, его расшифровка и использование человеком.
Видеоэкскурсия «Звуковая сигнализация в жизни животных».
Викторина с использованием звукозаписи «Чей голос?».
Тема 9. Животные – понятливые ученики (1 ч)
Интеллект животных. Способность к обучению. Безусловные рефлексы, инстинкты, условные рефлексы. Этология. Обучение в мире животных. Выработка условных рефлексов у домашних животных.
Практическая работа №3 «Исследование поведения у домашних животных. Выработка условного рефлекса».
Видеоэкскурсия «Талантливые животные», «Сверхъестественные способности у животных».
Тема 10. Герои песен, сказок и легенд (1 ч)
Животные – герои народных сказок. Животные – герои легенд и русско-народных песен.
Тема 11. Животные – символы (2 ч)
Изображение животных на гербах и флагах стран мира.
Конкурс знатоков пословиц и поговорок с упоминанием животных.
Презентация «Животные – символы стран»
Тема 12. Вымершие и редкие животные планеты (1ч)
Вымершие и редкие животные нашей планеты, причины сокращения численности и вымирания животных. Государственная политики по охране животных. Красная книга МСОП.
Итоговое занятие, заслушивание докладов и сообщений.