Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"

Целинная средняя общеобразовательная школа
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Пояснительная записка

        Программа факультативного курса «Удивительные животные»  разработана на основе Закона РФ «Об образовании».

        Специальный курс составлен на основе   Программы элективных курсов. Биология. 6-9 классы. Предпрофильное обучение. Сборник 1/авт.-сост. В.И. Сивоглазов, И.Б. Морзунова. – М.: Дрофа, 2017. – 176с.

       Программа предусматривает развитие спектра образовательных услуг, удовлетворяющих потребности и интересы детей, обеспечивает научное, методическое и информационное сопровождение работы учителя со способными и одарёнными детьми.

      Программа включает: пояснительную записку; учебный план, основное содержание курса, тематическое планирование  с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемой последовательностью изучения тематических блоков; требования к уровню подготовки учащихся, ожидаемые результаты факультативного курса, формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки, список литературы.

Курс «Удивительные животные» включает использование разнообразного демонстрационного и исследовательского  материала.

Программа специальных занятий, предполагает и самостоятельную работу учащихся с дополнительной литературой.

Занятия рассчитаны на 17 часов для учащихся 7 класса основной школы.

Занятия проводятся один раз в неделю по 1 часу  в пером или втором  полугодии.

Цель курса – формирование у учащихся интереса к изучению животных, так как много интересной информации о животных остается за страницами учебника. Логика изучения животных основана на схеме: среда обитания, особенности строения, уникальные особенности строения, уникальные особенности поведения, значение в жизни человека (животные – символы).  В процессе реализации программы курса предполагается активная поисковая деятельность учащихся при работе с различными источниками информации (фильмы, экскурсии, книги, рассказы ученых и т.д.).

Задачи:

- сформировать у учащихся систему представлений о мире животных как родной страны, так и планеты в целом;

- развить познавательный интерес и любовь к животным;

- сформировать систему представлений об экологически грамотном взаимодействии между человеком и животными, о мерах по сохранению животного мира.

Успешность освоения курса изучается в процессе педагогического наблюдения за поисковой деятельностью учащихся, работой с информацией, ее интерпретацией и представлением. Актуальность поисковой деятельности может быть усилена предложением подготовить викторины, конкурсы, вопросы для олимпиад, биологические задачи на основании собранной информации. Эти творческие работы будут свидетельствовать о результативности освоения программы курса.

Курс способствует:

-развитию познавательных навыков учащихся, умений, самостоятельно конструировать знания и ориентироваться в информационном пространстве;

-развитию форм творческой, исследовательской активности учащихся;

-созданию творческой среды для проявления и реализации способностей каждого ребенка, стимулированию и выявлению достижений одаренных школьников.

Рекомендуемые формы и методы проведения занятий

Факультативные занятия предполагают, наряду с теоретическими уроками, широкое использование экскурсий, исследования,  наблюдения, практические работ по определению животных и следов их обитания, а также проведение природоохранных мероприятий.

Главными целями факультативного курса являются:

  1. Воспитание гражданственности,  развитие мировоззренческих научных  убеждений учащихся на основе осмысления ими этических норм и правил отношения к природе, человеку более широкому практическому применению биологических знаний как научной основы отдельных отраслей современного производства, рационального природопользования.
  2. Овладение умениями и навыками самостоятельного поиска, систематизации и комплексного анализа биологической  информации;
  3. Формирование экологического  мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их целостной картины взаимосвязи человека и природы, сопоставлять различные версии и оценки последствий взаимодействия природы и общества, определять собственное, отношение к проблемам прошлого и современности; проявлять личное отношение к сохранению окружающей среды
  4. Воспитание  у   учащихся  активной жизненной позиции любви к родному краю, к своей земле, к родному дому;

Ожидаемые результаты

         Результаты изучения факультативного курса направлены на реализацию деятельностного и личностно - ориентированного подходов; овладение учащимися предметными и метапридметными   умениями, формирование личностных , регулятивных и коммуникативных навыков, значимыми для их социализации, мировоззренческого и духовного развития, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, быть востребованными в повседневной жизни.

Учащиеся овладеют следующими способами деятельности:

  • Работать с дополнительной литературой;
  • Самостоятельно готовить доклады и сообщения;
  • Работать с определителем животных;
  • Изготавливать гербарии;
  • Подводить итоги и делать выводы.

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, 7 класс        

№ п/п

Название темы

Кол-во занятий

Из них:

   
     

Теоретических занятий

Практических занятий

Экскурсий в том числе видео

экскурсий

1.

Среды жизни и  их обитатели

2

1

 

1

2.

Гиганты и карлики в мире животных

2

1

 

1

3.

Одетые в броню. Рождающие мел

2

1

 

1

4.

Ядовитые животные

1

 

 1

 

5.

Животные - рекордсмены

1

1

 

 

6.

Животные-строители

1

1

 

 

7.

Заботливые родители

2

1

 

1

8.

Язык животных

1

 

1

 

9.

Животные - понятливые ученики

1

 

 

1

10.

Животные - герои песен, сказок и легенд

1

1

11

 

11.

Животные – символы

2

1

1

 

12.

Вымершие и самые редкие животные планеты

1

1

 

 

 

Итого:

17

9

3

5

        

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ   ПЛАНИРОВАНИЕ, 7 КЛАСС

№ п/п

Название темы

Кол-во часов

Методы обучения

Формы организации деятельности

Оборудование, ресурсы

Формы контроля

Дата

 

Тема 1. Среды жизни и  их обитатели  

Среды жизни и  их обитатели

 

Разнообразие форм животного мира

 

1

 

Беседа, познавательная игра

Работа  с доп.литературой, беседа

Наблюдение за объектами

 Урок-викторина «Знаете ли вы животных?»

 

 

       

 

 

 

Экскурсия   «Среды жизни животных Иркутской области»»

Карточки-задания

Фронтальный опрос

   

Таблицы, слайды, фотографии

Сообщения обучающихся

   

Инструктивные карточки

Отчёт по экскурсии

   

 Тема 2. Гиганты и карлики в мире животных  

 

 

 

 

Могучие крылья и плавники. Гиганты в мире животных.

Гиганты моря. Акулы и киты.

 Животные – карлики. Колибри, камышовая мышь, простейшие,  насекомые

 Видеоэкскурсия «Обитатели морей и океанов»

             

1

 

 

 

Беседа, демонстрация

Беседа, дискуссия, демонстрация

Работа с доп.литературой, рассказ

наглядный

 

Комбинированный урок

 

 

Презентация «Гиганты в мире животных»

Фронтальный опрос

   

Презентация «Гиганты в мире животных»

Тематический  опрос

   

Наглядный материал

Сообщения обучающихся

   

Фильм «Обитатели морей и океанов»

Обсуждение видеофильма

   

Тема 3. Одетые в броню. Рождающие мел  

Перья, иглы и броня. Значение разнообразия внешних покровов

 

Защитные покровы животных, относительность их защиты

 

Видеоэкскурсия «Защитные покровы животных»

1

 

 

Беседа, демонстрация

Работа с доп.литературой, дискуссия

наглядный

 

Проблемный урок

 

       

Тема 4. Ядовитые животные  

 

 

 Ядовитые и опасные животные планеты

Видеоэкскурсия «Самые опасные животные на планете»

Животные – переносчики опасных заболеваний, меры предосторожности

Практическая работа №1 «Опасные и ядовитые животные Ульяновской области»

1

 

 

Беседа, демонстрация

наглядный

Работа с доп.литературой, демонстрация

практический

 

Урок-видеоэкскурсия

 

       

Таблицы, слайды, фотографии

Сообщения обучающихся

   

Фотографии, муляжи опасных и ядовитых животных Ульяновской области

отчёт по практической работе

   

Тема 5. Животные – рекордсмены  

 

 

 

 Самые сильные и быстрые  животные планеты

Спортивные рекорды животных

Видеоэкскукрсия «Животные рекордсмены»

1

 

 

Беседа, демонстрация

познавательная игра, дискуссия

наглядный

 

Комбинированный урок

 

       

Слайды, фотографии

Сообщения обучающихся

   

Слайды, фотографии

Фронтальный опрос

   

Фильм «Рекорды животного мира»

Обсуждение видеофильма

   

Тема 6. Животные-строители  

 

 .

Животные строители, многообразие используемого материала

Практическая  работа №2 «Изучение свойств природного

строительного материала животных»  (воска, гнезд птиц, домика

ручейников, плотины бобров и т. д.) с просмотром фильма

1

 

Беседа, видеометод, демонстрация

практический

 

Практическая работа

       

Фильм «Животные строители. Принципы архитектуры животных»

Фронтальный опрос

   

Фильм «Животные строители. Принципы архитектуры животных», природный строительный материал

Отчёт по практической работе

   

Тема 7. Заботливые родители  )

 

Забота о потомстве у животных. Типы заботы о потомстве

Забота о потомстве и плодовитость

Видеоэкскурсия «Забота о потомстве у животных»

Язык и общение животных.

 

 

 

1

Беседа, иллюстрация

Работа с доп.литературой,   

 

Проблемный урок

 

       

Слайды, таблицы, фотографии

Фронтальный опрос

   

Слайды, таблицы, фотографии

Сообщения обучающихся

   

 

Тема 8. Язык животных  

 

 

Способность животных к символизации

Видеоэкскурсия «Звуковая сигнализация в жизни животных»

Викторина с использованием звукозаписи «Чей голос?»

1

 

 

наглядный

Познавательная игра

 

 

Урок-викторина

 

Фильмы «Забота о потомстве», «Животные -родители»

Обсуждение видеофильма

   

Фильмы «Язык животных», «Изучаем голоса животных»

Обсуждение видеофильма

   

Презентация «Изучаем голоса птиц»

Фронтальный опрос

   

Тема 9. Животные - понятливые ученики  

 

 

 

 Интеллект животных. Способность к обучению

Практическая работа №3 «Исследование поведения животного» (кошки, собаки)

Видеоэкскурсия «Талантливые животные», «Сверхъестественные способности животных»

1

 

 

Работа с доп.литературой, дискуссия

практический

наглядный

 

Практическая работа

 

       

Презентация «Приматы»

Сообщения обучающихся

   

Методика изучения поведения

Отчёт по практической работе

   

Фильмы «Познакомьтесь с говорящей гориллой Коко», «Думают ли животные»

Обсуждение видеофильма

   

Тема 10. Животные - герои песен, сказок и легенд  

 

 

Животные – герои народных сказок

Животные – герои песен и легенд

           

 

1

 

Беседа, работа с доп.литературой

Беседа, работа с доп.литературой

Урок-беседа

 

Доп.литература

Сообщения обучающихся

   

Доп.литература

Фронтальный опрос

   

Тема 11. Животные – символы

 

 

               

Животные на гербах и флагах стран мира

Конкурс знатоков пословиц и поговорок с упоминанием животных

1

 

 

 

Рассказ, иллюстрация

Познавательная игра

 

Игровой урок

Презентация «Животные – символы стран мира»

Фронтальный опрос

   

Набор пословиц и поговорок

Фронтальный опрос

   

Тема 12. Вымершие и редкие животные планеты  

Видеоэкскурсия Вымершие животные нашей планеты

Видеоэкскурсия Самые редкие животные нашей планеты

наглядный

наглядный

Урок-видеоэкскурсия

 

       

12.3.

Итоговое занятиеВикторина «Удивительные животные»

1

Познавательная игра

Урок-викторина

Карточки-задания

Фронтальный опрос

   

 

 

 

 

 

Содержание курса «Удивительные животные», 7 класс

Общее количество – 35 часов

Тема 1. Среды жизни и их обитатели (2 ч)

Обитатели водной, наземно–воздушной, почвенной сред. Разнообразие форм животного мира.

Викторина «Знаете ли вы животных?»

Экскурсия «Среды жизни животных Иркутской области»

Тема 2. Гиганты моря и карлики в мире животных (1 ч)

Гиганты океана (акулы и киты) и суши (слоны, жирафы, бегемоты, носороги, медведи, страусы, белуга). Коловратки, жук-водолюб, жук-олень, жук-носорог, уссурийский усач, дальневосточные кальмары. Животные –карлики: простейшие, колибри,  королек, камышовая мышь, насекомые.

Видеоэкскурсия «Обитатели морей и океанов».

Тема 3. Одетые в броню. Рождающие мел (2 ч)

Перья, иглы и броня. Моллюски, броненосцы, черепахи, рыбы. Защитные покровы животных. Значение разнообразных внешних покровов.  Надежность и уязвимость защиты.

Видеоэкскурсия «Защитные покровы животных».

Тема 4. Ядовитые животные (1 ч)

Яды для защиты и нападения. Расположение ядовитых желез. Медузы, пчелы, осы, пауки, земноводные, змеи. Меры предосторожности, первая помощь при попадании яда в организм человека. Животные – переносчики опасных заболеваний, меры предосторожности.

Видеоэкскурсия «Самые опасные животные на планете».

Практическая работа №1 «Опасные и ядовитые животные Ульяновской области».

Тема 5. Животные – рекордсмены (1 ч)

Самые сильные  и быстрые животные планеты. Сокол, кенгуру, муравей, кузнечик, гепард. Спортивные рекорды в сравнении  с рекордами животных.

Видеоэкскурсия «Животные – рекордсмены»

Тема 6.  Животные – строители (1 ч)

Многообразие используемого животными строительного материала. Пауки, пчелы, птицы, бобры.

Практическая работа №2 «Изучение свойств природного строительного материала животных»

Тема 7. Заботливые родители (2ч)

Забота о потомстве у животных. Типы заботы о потомстве. Взаимосвязь заботы о потомстве и плодовитости. Колюшка, пипа, питон, пеликан, волки. Забота о потомстве у беспозвоночных, некоторых рыб, земноводных, пресмыкающихся, подавляющего большинства  птиц и млекопитающих.

Видеоэкскурсия «Забота о потомстве у животных»

Тема 8. Язык животных (1 ч)

Язык и общение животных. Способность животных к символизации. Язык животных и методы его изучения. Танец пчел, ультразвуки летучих мышей, дельфинов, пение птиц,  общение млекопитающих. Химический язык, его расшифровка и использование человеком.

Видеоэкскурсия «Звуковая сигнализация в жизни животных».

Викторина с использованием звукозаписи «Чей голос?».

Тема 9. Животные – понятливые ученики (1 ч)

Интеллект животных. Способность к обучению. Безусловные рефлексы, инстинкты, условные рефлексы. Этология. Обучение в мире животных. Выработка условных рефлексов у домашних животных.

Практическая работа №3 «Исследование поведения у домашних животных. Выработка условного рефлекса».

Видеоэкскурсия «Талантливые животные», «Сверхъестественные способности у животных».

Тема 10.  Герои песен, сказок и легенд (1 ч)

Животные – герои народных сказок. Животные – герои легенд и русско-народных песен.

Тема 11.  Животные – символы (2 ч)

Изображение животных на гербах и флагах стран мира.

Конкурс знатоков пословиц и поговорок с упоминанием животных.

Презентация «Животные – символы стран»

Тема 12. Вымершие и редкие животные планеты  (1ч)

         Вымершие и редкие животные нашей планеты, причины сокращения численности и вымирания животных. Государственная политики по охране животных.  Красная книга МСОП.

Итоговое занятие, заслушивание докладов и сообщений.