Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"

Целинная средняя общеобразовательная школа
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Поурочное тематическое планирование учебного материала 8 класса (2 часа в неделю, всего 68 часов)

п\п

Тема урока

Новые понятия

Химический эксперимент (демонстрационный Д и лабораторный Л)

Требования к результатам урока. Обучающиеся должны

Повторение ранее изученного материала

Домашнее задание по учебнику

Введение (1 час)

1

Предмет химии

Место химии среди естественных наук

Д1. Нагревание и горение парафина.

Д2. Получение гидроксида меди (II) и его взаимодействие с глюкозой на холоду и при нагревании

Д3 Использование датчика температуры

Понимать место химии среди естественных наук

 

Введение

Тема 1. Первоначальные химические понятия (15 часов)

1(2)

Вещества

Вещество, тело, физические свойст-ва, агрегатные сос-тояния вещества

Д3. Образцы тел и ве-ществ

Л1. Изучение свойств веществ

Различать понятия «вещество» и «тело», давать характеристи-ку данного вещества

 

§ 1,2

2(3)

Практическая работа № 1«Правила безо-пасности при ра-боте в химичес-кой лаборато-рии. Знакомство с лабораторным оборудованием»

Химическая посу-да, приемы  нагре-вания веществ, пламя, правила работы в химии-ческой лаборато-рии, первая по-мощь при ожогах и порезах

 

Знать различную химическую посуду, уметь нагревать ве-щества на пламени спиртов-ки, знать строение пламени, правила безопасного обраще-ния с веществами, уметь зажи-гать и тушить спиртовку, пере-мешивать жидкости в пробир-ке, пользоваться лаборатор-ным штативом

Физические свойства ве-ществ

§ 3, правила работы в хи-мической ла-боратории (с.230), прак-тическая ра-бота №1

3(4)

Индивидуальные вещества и смеси

Однородные и не-однородные смеси, чистые вещества, отстаивание, филь-трование, выпари-вание

Д4. Разделение смеси речного песка и угля отстаиванием.

Д5. Разделение смеси воды и масла на дели-тельной воронке.

Д6. Фильтрование.

Д7. Разделение смеси железа и серы магнии-том

Л2. Разделение смеси

Понимать различие между ин-дивидуальным веществом и смесью, приводить примеры смесей из повседневной жиз-ни, знать способы разделения смесей

Вещество, пра-вила пользова-ния химической посудой

§ 4,5

4(5)

Практическая работа № 2 «Очистка заг-рязненной пова-ренной соли»

 

 

Освоить на практике приемы приготовления раствора, фильтрования, выпаривания, уметь готовить фильтр из фильтровальной бумаги

Однородные и неоднородные смеси, способы разделения смесей

Практическая работа № 2

5(6)

Физические  и химические яв-ления

Физические и хи-мические явления, химические реак-ции, признаки хи-мических реакций

Д8. Испарение и кон-денсация этилового спирта.

Д9. Обугливание са-хара.

Д10. Изменение окрас-ки индикатора (фенол-фталеин, тимолфтале-ин, тимоловый синий).

Д11. Гашение соды кислотой.

Д12. Помутнение из-вестковой воды.

Д13. Взаимодействие железа с серой.

Л3. Физические и хи-мические реакции.

Д11 Использование датчика температуры

Уметь отличать химические явления от физических, знать признаки химических реакций, знать принцип действия кис-лотного огнетушителя

Агрегатные состояния ве-ществ

§ 6

6(7)

Атомы. Хими-ческие элементы

Химический эле-мент, атом, распро-страненность хи-мических элемен-тов

 

Знать, что атомы химически неделимы, выучить названия и символы важнейших химичес-ких элементов

Представление об атомах из курса физики

§ 7

7(8)

Молекулы. Атомно – моле-кулярная теория

Молекула, хими-ческая формула, вещества молеку-лярного и немоле-кулярного строе-ния

Д14. Модели некото-рых простых молекул (вода, углекислый газ, кислород, водород)

Уметь формулировать важней-шие положения атомно – моле - кулярной теории, понимать, что не все вещества состоят из молекул, уметь записывать формулы химических веществ

Названия и сим-волы химичес-ких элементов

§ 8

8(9)

Закон постоян-ства состава ве-ществ молеку-лярного строе-ния

Закон постоянства состава, качествен-ный и количест-венный состав ве-щества

Д15. Окрашенные кристаллы сильвина или сильвинита

Уметь формулировать закон постоянства состава, понимать, что химическая формула выра-жает качественный и количест-венный состав вещества

Чистые вещест-ва и смеси, хи-мическая форму-ла, вещества мо-лекулярного и немолекулярного строения

§ 9

9(10)

Классификация веществ. Прос-тые и сложные вещества

Простые и слож-ные вещества, ме-таллы, неметаллы, неорганические и органические ве-шества

Л4. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ

Понимать различие между простыми и сложными веще-ствами, отличать органические вещества от неорганических

Чистые вещест-ва и смеси, хи-мический эле-мент, символы химических элементов

§ 10

10(11)

Относительная атомная и моле-кулярная массы

Относительная атомная масса, от-носительная моле-кулярная масса, ка-чественный и ко-личественный сос-тав вещества

 

Проводить расчет относитель-ных молекулярных масс ве-ществ, характеризовать качес-твенный и количественный состав вещества по его химии-ческой формуле

Простые и слож-ные вещества, химический элемент

§ 11

11(12)

Массовая доля химического элемента

Массовая доля хи-мического элемен-та

 

Проводить расчет массовой доли химического элемента в соединении

Химический элемент, качест-венный и коли-чественный сос-тав вещества

§ 11

12(13)

Закон сохране-ния массы ве-ществ

Закон сохранения массы веществ, уравнение хими-ческой реакции, коэффициент, рас-становка коэффи-циентов

Д16. Горение метана как пример химичес-кой реакции

 

Формулировать закон сохра-нения массы веществ, состав-лять уравнения реакций, осоз-навать роль М. В. Ломоносова в развитии отечественной на-уки

Химическая формула, закон сохранения энергии

§ 12

13(14)

Типы химичес-ких реакций

Классификация химических реак-ций, реакции сое-динения, разложе-ния, замещения, обмена

Д17. Горение магния

Л5. Окисление медной пластинки (проволоки)

Л6. Разложение мала-хита

Л7. Взаимодействие железа с раствором медного купороса

Д18 Использование датчика температуры

 

Классифицировать реакции на четыре известных типа

Составление уравнений хи-мических реак-ций, расстанов-ка коэффициен-тов

§ 13

14(15)

Повторительно – обобщающий урок по теме «Первоначаль-ные химические понятия»

Химия как наука о веществах, их свойствах и прев-ращениях

 

 

Расстановка ко-эффициентов в уравнениях ре-акций, классифи-кация химичес-ких реакций, расчет массовой доли элемента в соединении

Самое важ-ное в главе 1

15(16)

Контрольная работа № 1 по теме «Первона-чальные хими-ческие поня-тия»

 

 

 

 

 

Тема 2. Кислород. Водород. Вода. Растворы. (22 часа)

1(17)

Кислород как химический элемент

Распространен-ность кислорода в земной коре, физи-ческие свойства кислорода, озон

Д18. Образование озо-на при действии на пероксид бария охлаж-денной серной кисло-той

Описывать физические свойс-тва кислорода и озона, харак-теризовать распространен-ность кислород§а в земной коре

Различие поня-тий «химичес-кий элемент» и «простое веще-ство»

§ 14

2(18)

Получение и хи-мические свой-ства кислорода

Методы получения кислорода в лабо-ратории. Химичес-кие свойства кис-лорода.

Д19. Наполнение га-зометра кислородом

Д20. Горение в кисло-роде угля, серы, фос-фора, железа

Л8. Получение кисло-рода разложением пер-оксида водорода

Описывать химические свойства кислорода

Расстановка ко-эффициентов в уравнениях ре-акций, различие физических и химических свойств

§ 15,16

3(19)

Практическая работа № 3 «Получение кис-лорода и изуче-ние его свойств»

 

Д20.1 Использование датчика температуры

Знать лабораторный метод получения кислорода, уметь собирать прибор, проверять его на герметичность

Названия и наз-начение химии-ческой посуды, правила техники безопасности при работе в ла-боратории

 

4(20)

Валентность

Валентность. Сос-тавление формул по валентности

Д 21. Модели молекул воды, углекислого газа, водорода, кислорода, метана, аммиака

Знать определение валентнос-ти, уметь составлять формулы по валентности

Химическая формула

§ 17

5(21)

Воздух

Воздух как пример газовой смеси. Состав воздуха, медленное окисле-ние

Д22. Определение сос-тава воздуха сжигании-ем фосфора под коло-колом

Знать состав воздуха, пони-мать, какая его часть поддер-живает горение, понимать суть процесса медленного окисле-ния

Смеси и индиви-дуальные веще-ства, кислород как окислитель

§ 18

6(22)

Горение веществ на воздухе

Горение на воздухе простых и слож-ных веществ, тем-пература воспла-менения

Д23. Горение спирта и способы тушения пла-мени

Д23.1 Использование датчика температуры

Уметь объяснять значение тер-мина «температура воспламе-нения», знать правила туше-ния пламени

Составление формул по ва-лентности, сос-тавление уравне-ний химических реакций и рас-становка коэф-фициентов

§ 19

7(23)

Применение кислорода

Получение кисло-рода в промышлен-ности и его приме-нение

 

Уметь сравнивать способы по-лучения кислорода в лаборато-рии и промышленности, свя-зывать свойства кислорода с областями его применения

Разделение сме-сей, физические и химические свойства кисло-рода, получение кислорода в ла-боратории

§ 20

8(24)

Водород

Водород как хи-мический элемент и простое вещество

Д24. Вытеснение водо-родом воздуха.

Д25. Переливание во-дорода

Уметь описывать физические свойства водорода, сопостав-лять из со свойствами кисло-рода

Простое вещест-во и химический элемент, распро-страненность хи-мических эле-ментов, физичес-кие свойства

§ 21

9(25)

Получение водо-рода

Получение водоро-да в лаборатории, ряд активности ме-таллов

Д26. Получение водо-рода в приборе Ки-рюшкина и аппарате Киппа

Л9. Взаимодействие кислот с металлами

Знать метод получения водо-рода действием кислот на ме-таллы, иметь первоначальное представление о ряде актив-ности металлов

Расстановка ко-эффициентов в уравнениях ре-акций

§ 22

10(26)

Химические свойства водоро-да

Химические свой-ства водорода. Во-дород – восстано-витель

Д27. Проверка водоро-да на чистоту

Д28. Горение водорода

Л10. Получение водо-рода и изучение его свойств

Л11. Восстановление оксида меди (II) водо-родом

Знать химические свойства водорода, сравнивать их с хи-мическими свойствами кисло-рода, уметь проверять водород на чистоту

Составление уравнений хи-мических реак-ций, отличие химических свойств от фи-зических

§ 23

11(27)

Применение во-дорода

Применение водо-рода и получение его в промышлен-ности

Д29. Коллекция «Топ-ливо»

Знать методы получения водо-рода в промышленности, уметь сопоставлять свойства водорода с областями его при-менения

Физические и химические свойства водо-рода

§ 24

12(28)

Кислоты

Состав кислот, классификация кислот, индикато-ры, действие кис-лот на металлы

Д30. Образцы неорга-нических и органичес-ких кислот

Д31. Действие кислот на индикаторы

Д32. Склянки с концен-трированной соляной и серной кислотами

Л12. Ознакомление со свойствами соляной и серной кислот

Уметь давать определение классу кислот, классифициро-вать кислоты по наличию в них кислорода и по основнос-ти, знать общие свойства кис-лот

Составление формул по ва-лентности, клас-сификация ве-ществ

§ 25

13(29)

Соли

Составление фор-мул и названий солей, кристалло-гидраты

Д33. Образцы различ-ных солей.

Д34. Обезвоживание медного купороса

Уметь давать определение классу солей, составлять формулы и названия солей

Валентность, кислоты

§ 26

14(30)

Кислотные ок-сиды

Кислотные оксиды как ангидриды кис-лот

Д35. Взаимодействие фосфорного ангидрида с водой

Д36. Нагревание конца стеклянной палочки, опущенной в серную кислоту (под тягой)

Знать, какой кислотный оксид соответствует какой кислоте

Кислоты

§ 27

15(31)

Вода

Вода в природе, физические свойст-ва, дистиллирован-ная вода, мине-ральная вода, очис-тка питьевой воды, гигроскопичность

Д37. Перегонка воды

Уметь описывать физические свойства воды, понимать от-личие дистиллированной во-ды от водопроводной, пони-мать необходимость бережно-го отношения к воде

Физические свойства ве-ществ

§ 28

16(32)

Растворы

Растворимость ве-ществ в воде, на-сыщенный и нена-сыщенный раство-ры, растворение как физико – хими-ческий процесс

Д38. Растворение окра-шенной соли (медного купороса, хлорида ни-келя, перманганата калия) в воде

Д39. «Золотой дождь»

Л13. Растворимость твердых веществ в воде

Знать классификацию веществ по растворимости, уметь поль-зоваться таблицей раствори-мости и кривыми раствори-мости

Смеси и химии-ческие соедине-ния, названия и физические свойства солей

§ 29

17(33)

Массовая доля растворенного вещества

Приготовление растворов. Массо-вая доля раство-ренного вещества

Д40. Растворы медного купороса с различной массовой долей соли

Уметь рассчитывать массовую долю растворенного вещества

Массовая доля элемента в сое-динении, раст-воримость ве-ществ в воде

§ 31

18(34)

Практическая работа №4 «Приготовление раствора с задан-ной массовой долей растворен-ного вещества»

Приготовление раствора с задан-ной массовой до-лей растворенного вещества

 

Уметь готовить раствор с за-данной массовой долей раст-воренного вещества

Пользование ла-бораторной по-судой, расчет массовой доли растворенного вещества

 

19(35)

Химические свойства воды

Взаимодействие воды с оксидами, активными метал-лами, электролиз

Д41. Электролиз вод-ного раствора сульфата натрия

Д42. Взаимодействие натрия с водой

Д43. Гашение извести

Д43.1Использование датчика РН

Уметь описывать химические свойства воды, ее взаимодей-ствие с активными металлами и их оксидами, разложение то-ком, знать определение тер-мина «электролиз»

Физические свойства воды, валентность, расстановка ко-эффициентов в уравнениях ре-акций

§ 34

20(36)

Основания

Классификация ос-нований. Щелочи. Окраска индикато-ров в растворах щелочей

Д44. Образцы основа-ний, известковая вода и известковое молоко

Д45. Гигроскопичность твердого гидроксида натрия

Л15. Ознакомление со свойствами щелочей

Л16. Дегидратация гид-роксида меди (II)

Д43.1Использование датчика РН

Давать определение классу ос-нований, уметь составлять формулы оснований по вален-тности, знать классификацию оснований, уметь определять в растворе щелочную среду при помощи индикаторов

Валентность, классификация веществ, индии-каторы, гигро-скопичность

§ 34

21(37)

Повторительно-обобщающий урок

Обобщение сведе-ний о свойствах кислорода, водоро-да, оксидов, кис-лот, оснований

 

Уметь классифицировать не-органические вещества

Валентность, составление фор-мул по валент-ности, физичес-кие, химические свойства и мето-ды получения водорода и кис-лорода, классы неорганических веществ

 

22(38)

Контрольная работа №2 по теме: «Кисло-род. Водород. Вода. Раство-ры»

 

 

 

 

 

Тема 3. Основные классы неорганических соединений. (11 часов)

1(39)

Оксиды

Классификация ок-сидов, их химичес-кие свойства и ме-тоды синтеза, ин-дифферентные и солеобразующие оксиды

Д46. Образцы оксидов

Л17. Ознакомление с образцами оксидов

Знать методы синтеза оксидов и характер их взаимодействия с водой

Кислотные и ос-новные оксиды

§ 35, прило-жение 2 учебника

2(40)

Реакция нейтра-лизации

Реакция нейтрали-зации, кислые и ос-новные соли

Д47. Реакция нейтрали-зации (опыт с бюрет-кой)

Л18. Реакция нейтрали-зации (в пробирках)

Д47.1Использование датчика температуры

Понимать сущность реакции нейтрализации как процесса взаимодействия кислоты и ще-лочи, уметь составлять форму-лы кислых солей

Реакции обмена, кислоты и осно-вания, индикато-ры, составление формул солей

§ 36, прило-жение 2 учебника

3(41)

Взаимодействие оксидов с кисло-тами, основани-ями и друг с дру-гом

Взаимодействие оксидов с кислота-ми и щелочами

Л19. Взаимодействие основных оксидов с кислотами

Понимать единую сущность реакции нейтрализации и ре-акций оксидов с кислотами, щелочами и друг с другом

Реакции обмена, реакций нейтра-лизации, класси-фикация оксидов

§ 36, прило-жение 2 учебника

4(42)

Условия проте-кания реакций обмена в водных растворах

Реакция обмена в водных растворах и условия их про-текания

Л20. Реакции обмена в водных растворах

Уметь формулировать условия протекания реакций обмена в водных растворах

Реакции обмена, реакция нейтра-лизации, призна-ки химических реакций

§ 37

5(43)

Свойства кислот

Изменение окрас-ки индикаторов, взаимодействие с металлами, оксида-ми, основаниями, солями

Д.48. Свойства кислот

 Д48.1Использование датчика РН

Уметь формулировать общие химические свойства кислот

Кислоты, индии-каторы, ряд нап-ряжений метал-лов, реакции об-мена и условия их протекания

§ 25,36, 37, приложение 3 учебника

6(44)

Свойства осно-ваний

Изменение окрас-ки индикаторов, взаимодействие с оксидами, кислота-ми, солями

Д49. Свойства основа-ний

Д49.1Использование датчика РН

Уметь формулировать общие химические свойства основа-ний

Основания, ин-дикаторы, реак-ция обмена и условия их про-текания

§ 34, 36, 37 приложение 4 учебника

7(45)

Свойства солей

Взаимодействие с кислотами, щело-чами, друг с дру-гом

Д.50 Свойства солей

Уметь формулировать общие химические свойства солей

Соли, классифи-кация солей, ре-акции обмена и условия их про-текания, реакции солей с металла-ми

§ 26, 36, 37, приложение 4 учебника

8(46)

Генетическая связь между важнейшими классами неор-ганических ве-ществ

Генетическая связь между важнейши-ми классами неор-ганических ве-ществ

Д51. Иллюстрация ге-нетического ряда фос-фора (горение на воз-духе, гидратация, нейт-рализация)

Понимать общие закономер-ности генетической связи меж-ду веществами различных классов

Химические свойства важ-нейших классов неорганических веществ

§ 38

9(47)

Решение задач на тему «Генети-ческая связь»

 

 

Уметь записывать уравнения реакций, иллюстрирующих «цепочки» химических прев-ращений, выбирать метод син-теза заданного вещества

Генетическая связь

§ 38

10(48)

Практическая работа №5 «Эксперимен-тальное реше-ние задач по те-ме «Важнейшие классы неорга-нических соеди-нений»

Осуществление хи-мических превра-щений, иллюстри-рующих генетичес-кую связь

 

Уметь осуществлять на прак-тике химические превращения веществ различных классов, иллюстрирующие генетичес-кую связь

Генетическая связь

 

11(49)

Контрольная работа № 3 по теме: «Основ-ные классы не-органических соединений»

 

 

 

 

 

Тема 4. Периодический закон Д. И. Менделеева. Строение атома. Химическая связь. Строение вещества. (16 часов)

1(50)

Первые попыт-ки классифика-ции элементов

Семейства щелоч-ных металлов, га-логенов, инертных газов

Д52. Коллекции гало-генов, халькогенов, ще-лочных и щелочнозе-мельных металлов

Уметь определять принадлеж-ность элемента к тому или иному семейству, знать важ-нейшие свойства элементов, входящих в семейства щелоч-ных металлов и галогенов

Металлы и не-металлы

§ 39

2(51)

Амфотерность

Понятие об амфо-терности на приме-ре бериллия и алю-миния

Д53. Получение гид-роксидов цинка и меди, их отнощение к кисло-там и основаниям

Л21. Получение гид-роксида цинка и изуче-ние его свойств

Знать определение амфотер-ности, приводить примеры ам-фотерных соединений, уметь описывать их отношения к кислотам и щелочам

Химические свойства кислот-ных и основных оксидов, кислот и оснований

§ 40, прило-жение 5 учебника

3(52)

Периодический закон Д. И. Мен-делеева

Формулировка пе-риодического зако-на, данная Д. И. Менделеевым

 

Формулировать периодичес-кий закон Д. И. Менделеева (историческая формулировка), понимать фундаментальность периодического закона

Группы элемен-тов со сходными свойствами (ще-лочные металлы, галогены, инерт-ные газы)

§ 41

4(53)

Периодическая система элемен-тов

Структура перио-дической таблицы, изменение свойств в группах и перио-дах

 

Различать группы и периоды, главные и побочные подгруп-пы, малые и большие периоды, понимать закономерности из-менения свойств элементов в группах и периодах

Периодический закон Д. И. Мен-делеева

§ 42

5(54)

Характеристика элемента по его положению в пе-риодической системе

Предсказание свойств элементов, жизнь и деятель-ность Д. И. Менде-леева

 

Уметь давать характеристику элементу по его положению в периодической таблице, пони-мать сущность научного под-вига Д. И. Менделеева по предсказанию свойств еще не-открытых элементов

Периодический закон и Перио-дическая систе-ма элементов

§ 43

6(55)

Ядро атома. Изо-топы

Строение атомного ядра. Массовое число. Изотопы. Радиоактивность.

 

Уметь определять число про-тонов, нейтронов и электронов в конкретном атоме (нуклиде), понимать фундаментальный смысл порядкового номера элемента, давать современную формулировку периодическо-го закона, понимать смысл термина «радиоактивность»

Относительная атомная масса. Строение атома

§ 44, 45

7(56)

Строение элект-ронных оболо-чек атомов

Понятие о волно-вых свойствах электрона. Орбита-ли

 

Иметь представление о волно-вых свойствах электрона, атомных орбиталях

Строение атома

§ 46

8(57)

Составление электронных конфигураций элементов

Составление элек-тронных конфигу-раций элементов первых трех перио-дов, валентные электроны

 

Уметь описывать электронное строение атомов элементов первых трех периодов

Атомная орби-таль, Периоди-ческая система

§ 47

9(58)

Изменение свойств в групп-пах и периодах. Электроотрица-тельность

Изменение радиуса атома, электроот-рицательности, ме-таллических свойств, электрон-ные аналоги

 

Уметь предсказывать измене-ние различных свойств в пери-одах и группах Периодической системы

Электронное строение атома

§ 48

10(59)

Химическая связь. Ковалент-ная связь

Понятие о кова-лентной связи

 

Понимать электронную приро-ду химической связи

Электроотрица-тельность

§ 49,50

11(60)

Свойства кова-лентной связи

Полярная и непо-лярная связь, крат-ность связи, нап-равленность связи

Д54. Модели молекул

Л22. Составление мо-делей молекул

Д55. Вещества с кова-лентными связями

Понимать механизм образова-ния ковалентной связи, знать ее свойства

Химическая связь, электроот-рицательность

§ 51

12(61)

Ионная связь

Ионная связь, ко-ординационное число

Д56. Кристаллическая решетка хлорида нат-рия

Понимать механизм образова-ния ионной связи, приводить примеры ионных соединений

Химическая связь, электроот-рицательность, важнейшие клас-сы неорганичес-ких соединений

§ 52,53

13(62)

Валентность и степень окисле-ния

Различие  между валентностью и степенью окисле-ния

 

Понимать отличие валентнос-ти и степени окисления, уметь определять степени окисления в бинарных соединениях

Составление формул по ва-лентности, элек-троотрицатель-ность, ковалент-ная и ионная связь

§ 54

14(63)

Твердые вещест-ва

Кристаллические и аморфные вещест-ва. Типы кристал-лических решеток

Л23. Возгонка иода

Д58. Примеры веществ с ионными, атомными и молекулярными ре-шетками

Д59. Модели кристалл-лических решеток

Соотносить свойства твердых веществ с видом химической связи и типом кристалличес-кой решетки

Важнейшие классы неорга-нических соеди-нений, химичес-кая связь

§ 55

15(64)

Повторительно – обобщающий урок

 

 

 

 

 

16(65)

Итоговая конт-рольная работа

 

 

 

 

 

Резерв – 3 часа